АКЦИЯ от www.R3.ru - хостинг сайтов 72р. в месяц. Домен в подарок!

рецензии музыканты MP3 табулатуры видео галерея история программы ссылки сотрудничество гостевая написать
John Campbell: полулорд-полупират блюзовой мистики.



Джон Кэмпбэлл… Этот странный гость на блюзовой сцене уже там, куда в конце концов уходят все. Но порою, когда глядишь на хмурое осеннее небо - до невероятности реально кажется, что среди туч тебе на мгновение загадочно улыбается его лицо. Полу-лорд, полу-пират. Полу-бродяга, полу-монах. Полу-средневековый классический портет, полу-урод из лепрозория времени. Когда он был ещё молод, он попал в автокатастрофу; у него вытек один глаз и навек обезображенной осталась правая сторона лица. Поэтому потом люди – редко подходили к нему справа. А он –продолжал жить, будто ничего не случилось. Что за горе? – в мире происходят и гораздо более нечеловеческие по жестокости вещи, чем всего-навсего этот сущий пустяк- вечное увечье. И Джон Кэмпбэлл –стал жить дальше. И, как вы думаете – по какому пути было пойти молодому музыканту?- с детства на своей шкуре познавшего, что такое боль, отчаянье и несправедливость. Что такое – быть отвергнутым миром… В блюз. Естественно, в блюз. Причём в самое пронзительное, искреннее и чистое блюзовое сердце – блюз акустический. Сам Кэмпбэлл родился в 1952-м в Шреверпорте, Луизиана – городе, считавшемся центром кантри-музыки. Однако у юного гитариста любимыми музыкантами, учителями и незримыми наставниками были отнюдь не кантри-персонажи - легендарный блюзовый проповедник Миссиссипи Сон Хаус и техасский акустик-волшебник Лайтнин Хопкинс. Это парадоксальное смешение впоследствии и определило манеру его игры – мягкой, типично техасской гитары, изредка вскрикивающей, будто от прорвавшейся боли яростными миссиссипскими слайд-фразами и голоса – от спокойного, полугипнотического вокала до нечеловечьего хрипа, почти рыка.

Кэмпбэлл очень долго не играл зальных концертов. Его сценическими площадками были обочины дорог и маленькие клубы. И играл он каждую ночь. В 1985-м - приехал в Нью-Йорк -в те же маленькие клубы и обочины хайвэев... Вскоре о нём заговорили, и виртуозный блюз-гитарист Ронни Ирл специально приехал к уличному белому блюзмену. Результатом этой встречи в конечном итоге стал великолепный альбом «A Man and his blues”. Удивительно светлый, грустный и очень-очень техасский. Более половины песен сделаны в камерно-кухонном саунде – в две гитары… и всё. (помните Роберта Джонсона: “Ты приходи ко мне на кухню –когда на улице дождь?”. Вот и Кэмпбэлл помнил)

В основе альбома – классика техасского кантри-блюза, в том числе и песни старого Хопкинса.

“Я еду в Даллас
Смотри, как моя маленькая лошадка бежит….”

Действительно, пони Кэмпбэлла бежала, как в удивительном советском мультфильме – по кругу. Заколдованному. Как и всё в блюзовом мире. Где и свет, и сумрак, и надежда и порою - подступающее к горлу отчаянье.

«Я – техасский сельский парень, Большой город давит и топчет меня…»

Традиционные песни. Шукшиниана блюзового шёпота и крика.

После, в двух своих следующих альбомах - «Единственный верующий» и «Воя о пощаде», музыка Кэмпбэлла не без влияния его соавтора и аранжировщика –Денниса Уокера из блюз-бэнда Роберта Крэя – приобретёт более современное звучание (благодаря Уокеру) и явно мистический колорит (скорее, вопреки ему). Традиции Дельта–блюза – здесь сплелись воедино с современным Нью-Йорком и его змеиным мерцанием. Но остались и вечные темы:

У меня есть дьявол
В моём чулане
И волк у моей двери…

Как говорил один из средневековых теологов – каждый епископ носит дьявола с собой. Зло вокруг, оно рядом, оно - в нас. И блюзмен Джон Кэмпбэлл видит это. И поёт об этом. А кто сегодня помнит Лютера, швырявшего в чёрта чернильницу?

Если ты идёшь с Иисусом-
Ты идёшь к Небу
Но если ты держишься Дьявола-
Ты летишь в глубокую пропасть…

Три альбома и один коллекционный акустический концертник в Техасе – это всё, что осталось от кривоглазого блюзового странника с тревожной лермонтовской душой. Он ушёл. В 1993-ем. Внезапный сердечный приступ. Своей дорогой, о которой знал, и к которой - был готов. Может быть, с того самого дня, когда он внезапно увидел свет фар неотвратимо летящей на него машины. И отчётливо понял, ЧТО это…

Илья Верховский

Открылся     ::: Форум :::



e-mail: devil@ukr.net. ©1999-2002 blues on-line.